С начала 2015 года московский рынок торговой недвижимости испытывает влияние противоположных тенденций, связанных с изменениями курса рубля, введением в оборот новых площадей и стремлением собственников удержать арендаторов или избавиться от ставших обременительными объектов.
Введение в эксплуатацию новых объектов
На начало 2015 года отмечался значительный всплеск активности застройщиков: было открыто 3 торговых комплекса общей площадью более 240 тысяч м2, в том числе крупнейший центр Columbus. Для сравнения, это почти на 50 тысяч м2 выше показателей рекордного 2009 года. Специалисты оценивают скачок не слишком оптимистично: срок сдачи этих объектов был назначен еще на 2014 год. В свою очередь из 24 торговых центров, которые запланированы на 2015 год, 8 точно не будут сданы вовремя, завершение строительства еще нескольких остается под вопросом. Благодаря появлению на рынке 3 гигантов обеспеченность торговыми площадями выросла с 380 м2 в 2014 году до 442 м2 на 1000 жителей.
Продажа торговой недвижимости: тенденции 2015 года
Объем торговых площадей, выставленных на продажу в 2015 году, составляет пятую часть от всего количества реализуемой коммерческой недвижимости. По количеству площадей показатели ниже, чем в прошлом году, увеличилось число крупномасштабных объектов. К концу весны средняя стоимость квадратного метра снизилась на 12% в рублях, летом эта тенденция продолжилась. В таблице представлена динамика средней по Москве стоимости квадратного метра торговой недвижимости.
Средняя стоимость квадратного метра в долларах
Год | Стоимость |
2012 | 9040 |
2013 | 10267 |
2014 | 11018 |
2015 | 8511 |
При стабильном росте вплоть до осени 2014 года уже с начала 2015 наблюдается резкое падение цен примерно на треть. Это касается как дорогой недвижимости в центре столицы, так и новостроек на окраинах. Специалисты предсказывают незначительное снижение цен в рублях на вторичные торговые площади и стабильную ситуацию на первичном рынке при постоянных показателях вакантности не более 8%.
Аренда торговой недвижимости
Показатели вакантности площадей в новых объектах остаются в пределах 6% в течение всего 2015 года, сохраняя уровень 2014 года. Отчеты риелторских компаний показывают, что значительно увеличилась сменяемость арендаторов. Чтобы удержать клиентов, арендодатели решаются на изменение условий договоров, компенсируя расходы на отделку площадей и привязывая ставки арендной платы к показателям товарооборота, чтобы изменение курса рубля не так сильно влияло на съемщиков. Стоимость аренды в целом изменилась незначительно, некоторое падение замечено только в крупномасштабных объектах, освободившихся после ухода с российского рынка западных компаний, торгующих изделиями легкой промышленности. В целом тенденция для собственников, планирующих сдавать торговые площади в аренду, неблагоприятная: к осени 2015 года становится очевидным, что большая часть иностранных компаний, планировавших открытие магазинов в Москве, отказалась от своих планов.
Поведение арендаторов в условиях экономического кризиса
Все без исключения компании стремятся снизить издержки на аренду торговых площадей. Если в конце 2014 закрывались нерентабельные точки, то с начала 2015 актуальной стала тенденция сокращения площадей действующих магазинов. Арендаторы добиваются внесения в договоры фиксированного курса доллара, однако, если в начале 2015 года многих арендодателей устраивала такая стратегия, к осени от нее предпочитают отказываться из-за непредсказуемого поведения рубля.